Cегодня: 24 ноября 2024 RU UA EN
О сети Контакты

От «принуждения к инновациям» к активному осознанию их жизненной необходимости

14 мая 2012, 12:46

Именно таким видят современный тренд российских R&D участники VII Венчурной ярмарки, прошедшей в Казани 25 апреля 2012. В рамках ярмарки с участием iR&D Клуба состоялась секция «R&D в крупных компаниях: возможности для малого инновационного бизнеса».

Одним из наиболее заметных событий VII Казанской венчурной ярмарки стала секция «R&D в крупных компаниях: возможности для малого инновационного бизнеса», организованная ОАО «РВК» при участии Клуба директоров по науке и инновациям (iR&Dclub).

На секции представители крупнейших российских и международных компаний, малого инновационного бизнеса, сообщества венчурных инвесторов поделились историями о том, как рождаются инновации. По их мнению, российским крупным компаниям явно не хватает конкуренции, и, как следствие, мотивации для вкладывания денег в новые разработки. Впрочем, нашлись и компании, которые уже осознали необходимость нового подхода к инновациям и инвестициям, и готовы начинать работать. Вопрос только в профессиональных управляющих командах и венчурных фондах с безупречной репутацией.

В дискуссии приняли участие: Евгений Кузнецов (ОАО «РВК»), Владимир Полутин (ОАО «ТВЭЛ»), Андрей Зюзин (CISCO), Сергей Кербер (УК «Лидер»), Анна Ненахова (Клуб директоров по науке и инновациям — iR&Dclub), Павел Черкашин (бизнес-ангел), Максим Стеблов (Камский индустриальный парк «Мастер»), Алексей Гостомельский (Центр трансфера технологий РАН и РОСНАНО), Алексей Филимонов (GlobalTechInnovations).

В ходе дискуссии были названы основные препятствия, которые мешают развитию инновационной экономики:

  • нормативно-правовое обеспечение: необходимы налоговые и другие преференции для компаний, активно инвестирующих в инновации;
  • фактическая неготовность университетов выполнять разработки по заказу крупного бизнеса;
  • отсутствие игроков-посредников между большими и малыми компаниями;
  • бюрократизация процессов (не только в государственных структурах, но и в больших корпорациях);
  • нехватка высококлассных специалистов (в больших компаниях нет профессиональных инновационных менеджеров, в малых — коммерсантов и маркетологов);
  • рыночные инструменты поддержки и стимулирования инвестиций в инновации в России до сих пор не являются элементами системного механизма, а носят зачастую случайный характер, как в части своего появления, так и в части их использования;
  • наконец, инновации только входят в моду, становясь необходимой частью любой компании.

Значительная часть перечисленных проблем может быть успешно решена путем налаживания эффективной коммуникации между крупным бизнесом и всеми заинтересованными участниками инновационного рынка.

По словам Анны Ненаховой, директора по развитию Клуба директоров по науке и инновациям и координатора подсекции Клуба «Малый инновационный бизнес», «iR&D Клуб — это идеальная площадка для подобной коммуникации, на которой уже в ближайшее время состоится серия специальных мероприятий, посвященных различным аспектам взаимодействия крупных компаний с разработчиками инновационной продукции, вузами и исследовательскими центрами, а такжесозданию и управлению корпоративными венчурными фондами».

Евгений Кузнецов, член правления, директор департамента продвижения инноваций и социальных программ ОАО «РВК», сказал, что «сейчас в России происходит крайне важный процесс перехода от «принуждения к инновациям» российских компаний к активному осознанию их жизненной необходимости. Итогом становится растущая потребность компаний как в новых решениях и продуктах, которые предлагают малые компании-стартапы, так и к в корпоративных менеджерах, которые умеют применять современные технологии «открытых инноваций», благодаря которым многие мировые компании вышли из кризиса развития в последние годы. РВК активно поддерживает формирование нового типа управленцев в российских компаниях, предлагая программы обучения, конкурсы инновационных разработок и среду для коммуникаций, рассчитывая, что это снизит главный барьер на развитие инноваций в России — отсутствие на них спроса со стороны крупного бизнеса».

Основные темы Венчурной ярмарки в Казани в этом году — экосистема инновационного рынка, инвестиционные инструменты для региональных проектов, готовность вузов изменять учебные программы под нужды крупных компаний. В ходе ярмарки было подписано несколько соглашений о сотрудничестве, объявлено об образовании нового автокомпонентного и полимерного кластера с первоначальным объемом финансирования 120 млн. долларов, для успешной работы которого потребуется открыть порядка 15 новых производств малого и среднего бизнеса.

 


Клуб директоров по науке и инновациям (iR&Dclub) — это основанное на членстве профессиональное сообщество менеджеров топ уровня крупных компаний, отвечающих за научно-исследовательскую деятельность, разработки и развитие инноваций в целях повышения конкурентоспособности бизнеса в различных отраслях российской экономики. Клуб создан в 2011 году по инициативе крупного бизнеса и госкорпораций на базе Института менеджмента инноваций НИУ ВШЭ при поддержке Министерства экономического развития России, ОАО «РВК», при участии НИУ ВШЭ и СКОЛКОВО. Основная цель Клуба — создание для профессионального сообщества в области исследований, разработок и инноваций благоприятной среды для обмена опытом и совершенствования инновационных процессов в российских компаниях. Миссию Клуба его члены определили так: «содействовать развитию инновационной культуры в стране». Основная задача Клуба — придать достаточно влияния профессиональному сообществу R&D директоров, повысить не номинальную, а реальную значимость R&D как ключевой движущей силы в развитии инновационной экономики. В задачи Клуба также входит постановка и решение межотраслевых организационных, коммуникационных, кадровых, управленческих и иных проблем в области исследований, разработок и внедрения инноваций.

Copyright (c) ГП "Укртехинформ" 2017